http://mucho-dyke.narod.ru/gendervariant.jpg

Что такое - Вариантность Полового Самосознания?
Согласно определению Национальной Педиатрической Ассоциации, вариантность полового самосознания проявляется в следующем: ребёнок ведёт себя нетипично для представителя своего пола.
Эта "нетипичность" может проявляться в поведении, выборе одежды, окружения или игр. Порой всё достаточно очевидно - ребёнок чётко осознаёт свою принадлежность к противоположному полу, и заявляет об этом во всеуслышание.
Например, девочка говорит, что она на самом деле мальчик. Она может требовать, чтобы её коротко постригли и разрешили играть в футбол с ребятами. И наоборот - мальчик позиционирует себя девочкой. Он может попросить купить ему платье, или станет изображать принцессу.

Как определить, что мой ребёнок отличается?
Гендерная (половая) идентичность - это внутреннее самоощущение в качестве мужчины, женщины или кого-то промежуточного. Она не обязательно совпадает с полом воспитания.
Дети редко умеют формулировать свои мысли так же хорошо, как взрослые. Они интуитивно чувствуют своё отличие, и ведут себя по-разному. Кто-то старается подчиняться требованиям, а кто-то протестует... но конфликт, так или иначе, есть. Он одинаково тяжело переживается детьми и родителями. Проблемы пола (вроде гендерной дисфории) стали чаще обсуждаться - в средствах массовой информации, образовательной и медицинской литературе. Всё равно люди редко предполагают, что именно в их семье будет расти трансгендер. В реальности случается и не такое.

Может быть, он это перерастёт?
Свою половую принадлежность человек осознаёт достаточно рано - в 2-3 года он уже чётко говорит "я - мальчик" или "я - девочка". То есть - активно идёт осознание того, что люди различаются не только по размерам и именам, но и по набору поведенческих характеристик. Нестандартное поведение может быть частью этого познавательного процесса - "Я могу так, а могу ли эдак?". В таком случае поводов для беспокойства мало. Другое дело, если ребёнок в глубоком детстве заявил о самоощущении, и продолжает настаивать на нём позднее. Мальчик 12 лет, с 4 лет считающий себя девочкой, вряд ли передумает.
Всё окончательно прояснится в пубертатный период, когда начнут развиваться половые признаки. Те, для кого "перемена пола" - не просто фаза взросления, очень страдают в это время - поскольку ощущение неправильности происходящего, недовольство своим телом лишь растёт. Согласно государственной конституции, становление личности завершается к совершеннолетию - человек может нести ответственность за свои слова и поступки. Но транссексуалы к тому моменту уже обладают всей информацией относительно возможностей лечения своего недуга, и - если им не мешают обстоятельства, убеждения или давление со стороны родных, они полны решимости исправить "ошибку природы".
А до тех пор... Для детей, не попадающих в рамки, очень важна поддержка родителей. Её стоит оказывать мудро, не в стиле: "То, что с тобой происходит - ужасно, но мы тебя всё равно любим". Куда лучше звучит постулат: "Мы любим тебя любым".

Может быть, мой ребёнок - гомосексуал? В чём разница?
Сексуальная ориентация и гендерная идентичность - две разные вещи. Геи и лесбиянки не испытывают потребности реализоваться, как лица другого пола. Но бывает и так: девочка ухаживает за девочками, и при этом чувствует себя мальчиком.

Ответ семьи.
Типичная родительская реакция - винить себя в том, что их ребёнок не такой, как все. Они мучаются вопросами: "Может быть, мы неправильно его воспитали?". Матери склонны считать, что они слишком потакали детям. Отцы часто объясняют всё "модными влияниями", отказываются воспринимать всерьёз "капризы", порой отвергают и жестоко наказывают детей - особенно, если имеют дело с сыном, не оправдавшим ожиданий.
Родителям, чей отпрыск не определился со своей принадлежностью, приходится сложнее. Они не подозревают, что метания "туда-обратно" могут быть спровоцированы ими самими. Важно не давить на такого ребёнка. Он сможет реализоваться, даже не относя себя ни к одному из полов - человек не станет изгоем, если научится за себя бороться.
Гендерно вариантное поведение - не результат дурного воспитания или душевной болезни. Его нельзя спровоцировать проблемами в семье (развод будет одинаково болезнен для всех, не только для трансгендера). Если родители ждали девочку, а появился мальчик - это ещё не значит, что он захочет стать женщиной. Нельзя "потакать желанию" быть кем-то - можно только поддержать. Всё нормально. Исследования подтверждают теорию о том, что рассогласование между полом тела и полом мозга закладывается ещё до рождения.

Мифы о гендерной идентичности.
Несоответствие тела ощущениям - явление, зафиксированное ещё в древнейшие времена. Проблема с его восприятием задаётся социальной системой. На свет появляются либо мужчины, либо женщины. Все прочие вариации являются отклонением - и считаются извращением. Человек не бывает никем - он является носителем определённых норм, идеалов, традиций. Следовательно, его изначально встречают с отрицательным посылом. Затем ему приходится не менее тяжко, потому что главные методы борьбы с нестандартными людьми в обществе - это замалчивание факта их существования, и агрессия. Трансгендеров никак не получится игнорировать, хотя бы потому, что пол - не менее важный фактор, чем этническая принадлежность, экономический статус, возраст. Полоролевое поведение определяет отношения с другими людьми: друзьями, коллегами по работе, случайными прохожими и т.д.

Конфликт внутри семьи.
В результате устоявшихся представлений о "половых стандартах" и колоссального давления со стороны социума - неудивительно, что в семье случаются столкновения. Причём гораздо чаще не ребёнка защищают от внешнего воздействия, а ведут междоусобную борьбу. Напряжение может держаться годами, потому что проблему не разрешить "по щелчку". Члены семьи нередко расходятся во мнениях относительно поведения ребёнка, да и сам он может провоцировать отрицательные реакции. Он не хочет "быть кем-то назло", просто - не достигнув понимания и сочувствия, он зарабатывает стресс. Ребёнок отчаивается, не находит объяснения для своих чувств. Тогда он начинает нервничать, бояться, замыкается в себе, даже может стать злым и отталкивать наконец протянутую руку помощи. Худший вариант развития событий - когда ребёнок задумывается о самоубийстве.

Родные братья и сёстры.
Если в семье - несколько детей, и один из них ведёт себя иначе, нежели хотелось бы родителям, те могут отдавать предпочтение другим. Не важно, действуют ли они неосознанно, или в воспитательных целях. Подобным ходом родители запускают братский конфликт, круто замешанный на завоевании симпатий. Иногда семья не выходит из кризиса - у взрослых тоже работают защитные реакции: виновником всех бед становится юный трансгендер. "Если бы не ты, мы бы..." - продолжений у этой фразы множество. А другие дети возвышаются за счёт своего уязвимого собрата. Они, скорее всего, будут на стороне родителей. Чтобы заслужить одобрение, они могут не только придерживаться нужных окончаний и указывать трансгендеру, "кто он есть на самом деле", но и дразнить его, преследовать, устраивать бойкот. Дети - вообще довольно жестокие существа. Они не чувствуют, когда нужно остановиться.

Есть ли на свете люди с подобными проблемами?
Родителям, воспитывающим гендерно неконформного ребёнка, следует знать, что они не одиноки. Их случай - не единичный. Таких детей много. Они нормальные, красивые, и заслуживают любви - как и прочие. Если ребёнок здоров, всё хорошо. А что делать дальше - покажет время.

Оправданы ли мои чувства?
Отклик родителей на беды их трансгендерных детей бывает разным. Задача "обеспечить им счастливое будущее" может казаться непосильной. Отрицание, гнев, страх, сомнение, беспокойство - нормальные чувства при столкновении с неизведанной областью, на которой лежит "табу".
Самым неожиданным переживанием становится горе. Родные могут почувствовать боль утраты - как будто их ребёнок погиб, а его место пытается занять кто-то другой. Это естественно, поскольку в течение какого-то времени они питали надежды и строили планы, а теперь им придётся кардинально изменить и представление о ребёнке, и свою жизнь. Некоторые теряют веру в благополучный исход дела - им кажется, что ребёнка ждут осуждение и бесконечные скитания, нищета и смерть. Потом возвращается способность логически мыслить, и кто-то может начать злиться на "блудного сына" - родители привыкли считать, что знают, в чём благо для ребёнка. Шок и печаль тоже бывает нелегко пережить.
Эти чувства придётся побороть, чтобы оказаться на дороге к пониманию, принятию, гордости и радости.

Что же делать дальше?
Принятие крайне необходимо. Чью-то идентичность нельзя "исправить", но благополучие детей находится в руках родителей. Если ребёнка поддержать, а не оттолкнуть, с его самооценкой всё будет в порядке. Статистика показывает, что родительское одобрение формирует позитивный взгляд на жизнь в целом. В решающий момент лучше позволить ребёнку быть самим собой. Родители, как правило, задают тон в семье - с её взрослыми членами (бабушками, дедушками) проблему можно будет обсудить рационально, а другие дети примут собрата и без всяких доводов. Впрочем, кое-какие моменты им надо будет объяснить, если они попросят.
Для того, чтобы всё переварить и придти к однозначному выводу, может понадобиться время. Это нормально. Люди не всегда могут спокойно воспринять удручающую правду. Также важно сохранить контакт с ребёнком, и откровенно говорить с ним обо всём. Если на проблему не обращать внимания, решить, что "всё само пройдёт" - ребёнок пытается реализоваться в иной сфере, а со временем решит, что на родителей надеяться нечего. И взаимопонимание восстановить будет сложно.

Движение вперёд.
Времена меняются. Общество только ещё учится смотреть на проблемы трансгендеров без пренебрежения. С помощью активистов и представителей правозащитных организаций оно становится терпимее в целом - но в частности случаются осечки. Например, картинка, которую рисуют на телевидении и в жёлтой прессе, откровенно нелицеприятна. Родителям бывает трудно отказаться от навязанного шаблона, а уж тем более - совместить его со своим ребёнком. Первым побуждением бывает - закрыть глаза и сказать: "Это - не про моего сына/мою дочь!".
Мир не ограничивается домом, и постоянно оберегать ребёнка не получится. Его может серьёзно мучить то, что родные его одобряют, а посторонние люди дразнят.

Поддержка.
Самые счастливые и приспособленные к жизни люди - это те, кого поддерживают и любят. Не важно, кем себя чувствует ребёнок - важно, что он здоров, весел и жив.
Вероятно, в дальнейшем ему потребуется помощь специалиста - психиатры занимаются гендерной дисфорией в целом, хирурги помогают транссексуалам. Любой родитель, желающий знать, чем живёт его ребёнок, выяснит всё о проблеме - изучит терминологию, историю вопроса, методы лечения и т.п. Без этого будет невозможен диалог со специалистами. Также родителям необходимо будет развенчивать мифы о продолжительности жизни "людей, принимавших гормоны", и т.п. - для себя и для других. Им придётся образовывать ребёнка - чтобы он знал о своих возможностях.
Хотя внутрисемейными бедами не принято делиться, нельзя бороться со своими страхами в одиночку. Поддержка нужна не только детям, но и родителям. В первую очередь, важен мир между супругами. Также - полезно установить контакт с другими семьями, в которых растут трансгендеры. По Интернету, или на встречах группы поддержки можно обсуждать волнующие темы, ничего не скрывая. Затем, это избавляет от впечатления тотального одиночества.
И, самое главное - надо смотреть в будущее с надеждой.

© по материалам Gender Odyssey Family.
© перевод и обработка - Ярослав, 2007.