Краткая сводка.
Православие.
Основы социальной концепции.
п. XII, "Проблемы биоэтики".
"... Порой извращения человеческой сексуальности проявляются в форме болезненного чувства принадлежности к противоположному полу, результатом чего становится попытка изменения пола (транссексуализм). Стремление отказаться от принадлежности к тому полу, который дарован человеку Создателем, может иметь лишь пагубные последствия для дальнейшего развития личности. "Смена пола" посредством гормонального воздействия и проведения хирургической операции во многих случаях приводит не к разрешению психологических проблем, а к их усугублению, порождая глубокий внутренний кризис. Церковь не может одобрить такого рода "бунт против Творца" и признать действительной искусственно измененную половую принадлежность. Если "смена пола" произошла с человеком до Крещения, он может быть допущен к этому Таинству, как и любой грешник, но Церковь крестит его как принадлежащего к тому полу, в котором он рожден. Рукоположение такого человека в священный сан и вступление его в церковный брак недопустимо.
От транссексуализма надлежит отличать неправильную идентификацию половой принадлежности в раннем детстве в результате врачебной ошибки, связанной с патологией развития половых признаков. Хирургическая коррекция в данном случае не носит характер изменения пола".
(с) официальный сайт РПЦ.
Католицизм.
Ватикан конфиденциальным письмом проинформировал духовных католических деятелей во всем мире о своей позиции по поводу транссексуализма. Епископам запрещается вносить изменения в журналы крещения, ведущиеся в приходах. Церковная католическая власть заявила, что "операция по смене пола не меняет пол человека в глазах церкви". Те же католики, перенёсшие операции, не имеют права вступать в брак, становиться священниками и вообще принимать участие в церковных мероприятиях: "Хирургическая операция очень поверхностна, она не может изменить личность. Если ты рожден мужчиной, ты навсегда останешься мужчиной. Если ты рождена женщиной, навсегда останешься женщиной". Данный документ уже разослан папским представителям во всех странах мира.
(с) Catholic News Service.
Протестантизм.
Протестантизм во многом смягчил свое отношение к гомосексуальности, взгляды протестантских церквей по данному вопросу колеблются от строгого следования ветхозаветным предписаниям до очень либерального отношения, существуют даже несколько преимущественно лесбийско-геевских церквей, крупнейшей из которых является Universal Fellowship of Metropolitan Community Churches, по учению близкая к методизму. Часто противоположные взгляды встречаются среди родственных церквей и даже внутри одной церкви. На последней Ламбетской конференции, регулярной встрече представителей церквей всемирного англиканского сообщества, выявились резкие разногласия между консервативными англиканскими епископами из Азии и Африки и либеральным североамериканским епископатом, вплоть до того, что англиканское сообщество встало перед угрозой раскола. Что касается транссексуализма, то точка зрения не очень разнится: транссексуалы не воспринимают себя как людей своего физического пола, поэтому надо принимать внутреннее представление человека о себе за основу его идентификации (т.е. кем он себя позиционирует, тем и является).
(с) Википедия.
Ислам.
Положение транссексуалов не так однозначно в мусульманском мире. В целом в арабских странах к ним относятся значительно мягче, чем к гомосексуалистам. Древний богословский университет Аль-Азхар в Каире в середине 1990-х годов издал эдикт, одобряющий коррекцию пола в некоторых случаях. Впрочем, довести до конца такую сложную процедуру в исламских странах нелегко, плюс она сопряжена со значительными денежными расходами. Чтобы получить в суде разрешение на операцию и смену свидетельства о рождении, заявители должны представить медицинское заключение о расстройстве половой идентичности. Не все медики (психиатры и хирурги) соглашаются сотрудничать с чиновниками - как и не все религиозные деятели. В социуме с жёстко разграниченными гендерными ролями к транссексуалам относятся скептически, а зачастую просто делают из них "невидимок" - предпочитают не обсуждать их проблем. Официальная установка такова: есть мужчины, есть женщины, есть интерсексуалы (гермафродиты), которых надо оперировать сразу по обнаружении дефекта.
Половая идентичность - понятие психологическое, человек сам выбирает, кем ему быть. Транссексуализм можно считать физиологическим заболеванием (неисправно тело); причины его возникновения точно не ясны. Термин "муханнат", который Мухаммед использует для обозначения транссексуалов и интерсексуалов, стал частью арабского языка и в результате обозначает оба явления. Хадис гласит, что гендерная идентичность дается Богом вместе с судьбой, когда ребенок ещё не родился.
"Пророк сказал - каждому чреву Аллах посылает ангела, который говорит: "О, Господь! Капля семени. О, Господь! Сгусток. О, Господь! Маленький кусок плоти". Потом, если Аллах желает (завершить) творение, ангел спрашивает: "Будет он мужчиной или женщиной, отвергнут или благословлен и насколько обеспечен? И каким будет его возраст?" Все это определяется, пока дитя еще в чреве матери". (том 1, книга 6, номер 315, записано Анасом ибн Маликом)
Вообще единственным поводом для осуждения транссексуалов могут стать следующие строки:
"Пророк проклял "муханнатунов" среди мужчин и также проклял женщин, которые подражают мужчинам, и сказал: гоните их из своих жилищ".
Однако известный толкователь хадисов Наваи писал:
"Муханнатун - это человек (мужчина), который придает своим движениям, внешности и языку женские черты. Есть два типа: первые - это те, у которых эти особенности врожденные, человек ведет себя таким образом по природе своей и не может быть осужден за это, пока не использует эти качества, чтобы заработать деньги собой. Муханнатуны второго типа ведут себя, как женщины - из аморальных соображений, такие люди - грешники и должны быть осуждены".
То есть неповиновение разграничивается с "особенностью", которую человек заимел не по доброй воле. Можно предположить, что в ранее упоминавшемся изречении имелись в виду именно "аморальные кадры" - тоже возникают проблемы с трактовкой.
По мнению ортодоксов, "если человек желает сменить пол, это приравнивается противодействию воле Аллаха, что значит - он совершил большой грех и перед людьми, и перед Господом". MtF <male-to-female, из мужчины в женщину> чаще страдают от притеснений со стороны священнослужителей (им могут не разрешить посещать мечеть, носить хиджаб, транссексуалка рискует остаться без нормальных проводов в последний путь - потому, что она "мусульманин, совершивший над собой надругательство, пытался поправить великое творение Аллаха"). К FtM <female-to-male, из женщины в мужчину> относятся снисходительнее, хотя некоторые считают, что они идут на переход только из-за патриархального уклада общества - якобы мужчинам живётся легче. Мнения разнятся... Пытаясь объяснить отношение ислама к этому явлению, исследователь всегда идёт "по тонкому льду".
(c) islam.ru
(c) ts-mysli.narod.ru
(c) реферат по истории религии
Буддизм.
Если внимательно присмотреться к моральным предписаниям, которые лежат в основе поведенческих норм буддистов, станет ясно, что рядовые буддисты (те, кто не стал монахом или монашкой) стараются жить в соответствии с простым этическим кодексом "панча шила" ("пять заповедей"). По сути, это обязательства, которые верующие дают сами себе с тем, чтобы, соблюдая их, в конечном итоге достичь нирваны. Содержание заповедей сводится к рекомендациям не допускать убийства и воровства, а также воздерживаться от блуда, лжи и возбуждающих напитков. Человек волен делать всё, что делает его счастливым, лишь бы это не наносило вреда другому. Отсюда необыкновенная толерантность к гомосексуальным отношениям и транссексуализму (там, где буддизм со всеми его подвидами - исконная религия). Например, в Тайланде, по разным оценкам, до 10-15 процентов населения испытывает те или иные проблемы с гендерной идентификацией. Впрочем, проблемами там это никто не считает.
(с) "Энциклопедия мировых религий".
Иудаизм.
Исторически преобладающей точкой зрения среди приверженцев иудаизма было восприятие гомосексуальных контактов как греховных. Традиционно текст Торы толковался, как запрет на любую гомосексуальную половую активность. Однако эта точка зрения в последнее время стала подвергаться сомнению во многих «модернизированных» течениях иудаизма.
К самой "идее перемены пола" отношение в иудаизме резко отрицательное. Даже не говоря ни об одном почти неизбежных последствий, сама по себе операция является нарушением запрета на нанесение себе телесного ущерба. То, что делают врачи - незаконно, они не улучшают, а ухудшают здоровье пациента.
Тора категорично запрещает надевать одежду противоположного пола - запрет, впрочем, налагается на всё, что может привести к греху. Правоверные иудеи воспринимают трансгендерность, как тяжёлое психическое отклонение, которое нуждается в обязательном лечении. Транссексуал и после операций (смены документов) считается человеком того пола, в котором он был урождён.
(с) rabbi.ru