США, 1999.
Язык: английский.
Жанр: драма.
Время: 1 час 53 мин.
Формат: видео.
цветной
Награды: Нью-Йоркская гильдия критиков, премия "Оскар", премия "Золотой глобус" (1999).
Сценарий - Кимберли Пирс и Энди Бьенен.
Продюсеры - Джон Харт, Джеффри Шарп, Ева Колоднер, Кристин Вашон.
Оператор: Джим Дено.
Композитор: Натан Ларсон.
В ролях - Хилари Свэнк, Хлое Севиньи, Питер Сарсгаард, Брэндон Секстон III, Эллисон Фолланд, Алисия Горансон.
В самом сердце страны произошла удивительная история: запутанные обстоятельства привели к любовной интриге... а затем разыгралась трагедия, потрясшая многих.
Брэндон Тина (Хилари Свэнк) был новичком в тихом сельском городке Фоллз-Сити, а потому оказался у всех на виду. Женщины сходили по нему с ума, мужчины чувствовали необъяснимую симпатию к юному пришельцу. Но у беспечного паренька была тайна, которая далеко не всем пришлась по вкусу.
Он бежал из родного Линкольна, чтобы по доброй подростковой традиции спастись от груза проблем: с полицией, с домашними, с учёбой. Какое-то время он ходит по барам, напивается, веселится в компании отвязных ребят... влюбляется в главную красавицу города Лану (Хлое Севиньи) и дружит с её бывшим бойфрендом, Джоном (Питер Сарсгаард). Традиционный треугольник?.. Ах, если бы. Ведь Брэндон сочетал в себе ухажёра и неудачника, мечтателя и благородного вора, а также - жертву несправедливости.
Фильм "Парни не плачут" основан на реальных событиях. В нём снова поднимаются темы, волнующие американскую молодёжь. Поиск любви, дома и счастья может обернуться опасным предприятием.
* сообщение размещено в гостевой книге сайта brand0n93
Здравствуйте!
Меня зовут Кимберли Энн Пирс. Я снимаю полнометражный художественный фильм о жизни и смерти Брэндона Тины. Сейчас я дописываю и правлю сценарий; к съёмкам надеемся приступить в августе месяце. Кристин Вашон продюсирует картину.
Уже два с половиной года я расследую обстоятельства случившегося. Чтобы лучше понять Брэндона, я переговорила со многими людьми - бучами, FtM-транссексуалами до операций, консультировалась со специалистами. Я ездила в Фоллз-Сити, брала интервью у жителей города, общалась с Ланой Тисдейл и членами её семьи. Чиновники были настолько любезны, что открыли для меня полицейский архив и разрешили пользоваться аудио-плёнками, записанными, когда Брэндон обратился за помощью к властям. Я хочу создать цельный образ - насколько это возможно за два часа экранного времени, а за этот короткий промежуток нужно упомянуть и о его гендерной дисфории, и о его преступлениях, и о его быстро вспыхнувшей любви к Лане.
Зачем такое длинное вступление? Я пришла сюда просить совета. Мне нужно выяснить, какова природа его конфликта с законом. На какой момент накопилась "критическая масса" и полицейские начали розыск? Знал ли он о том, что может оказаться за решёткой, когда поехал в Фоллз-Сити? Что за преступления он совершал? Сколько обвинений было предъявлено? Сколько времени он провёл в тюрьме - и сколько раз туда заключался? Заботились ли о нём социальные службы? Делалась ли скидка на возраст - ведь Брэндон был несовершеннолетним? Какую меру пресечения должны были выбрать по достижении 21 года? Считались ли полицейские с поставленным диагнозом "транссексуализм" - т.е. в женском или мужском отделении его содержали? За что Брэндона задержали в Фоллз-Сити: пришёл ли запрос из Линкольна, или парень успел набедокурить на новом месте?
Также мне хотелось бы знать, какая альтернатива ему была предложена психиатрами. Знал ли он о легальной возможности жить, как мужчина? Осведомили ли его о том, что вероятна коррекция пола - гормонотерапия, несколько этапов операций, смена документов?
Буду благодарна за любую помощь. Если вдруг вам понадобится список моих творческих работ (дабы удостовериться в серьёзности намерений) - свободно пишите.
Спасибо!
Ким Пирс.
Согласившись исполнить роль Брэндона Тины, Хилари Свэнк взяла на себя очень сложную задачу – показать внутренний мир человека, мучимого «персональными демонами», желающего любить и быть любимым, раздираемого комплексом неполноценности из-за проблем с полом... и всё-таки умеющего добиться своего в известных пределах. Множество людей он вводил в заблуждение не ради личной выгоды, он просто создавал красивую сказку, потому что не видел иного пути. И все видели перед собой не чокнутую девицу, а мальчика с угловатыми манерами, подростковой гиперсексуальностью, стремлением "жить на полную катушку". На роль пробовалось огромное количество народа, но выбрали именно Хилари - из-за того, что она попала в нужную тональность, почувствовала обаяние героя и смогла его воплотить.
Будучи уроженкой Линкольна (штат Небраска), Хилари ничего не слышала о Брэндоне до тех пор, пока не открыла сценарий. Он читался, как хорошая книга. "Дело даже не в пикантности произошедшего - ведь по сию пору гадают, а был ли мальчик. Это такой провинциальный рассказ о Бунтаре с большой букве, о парне из рассказов Хэмингуэя, зализывающем свои раны и идущем наперекор уготованной ему судьбе...". Работа над ролью началась задолго до съёмок: Хилари старалась понять, почему всё вышло так нескладно, и могло ли получиться иначе. "В сущности, им двигали самые простые желания: любить и быть любимым, реализоваться в жизни. Этого все хотят - чтобы их понимали и принимали такими, как они есть. Но Брэндон попал в настоящую мышеловку: он родился и вырос в месте, где люди играли по правилам - ходили в церковь, одевались стандартно, не высовывались. Надо думать, Брэндон сильно выпадал из общего ряда - на это нужны отвага и некоторая глупость".
На прослушивание Свэнк пришла в мешковатой фланелевой рубашке, джинсах и ковбойской шляпе (под которую она убрала длинные локоны). Ева Колоднер вспоминает: "Мы поняли, что нашли кандидатку на роль. Она смущалась в незнакомой компании, грубила, стояла, оттопырив локти... вылитый подросток! А её мальчишеская линия челюсти и ухмылка? Девушки так никогда не улыбаются, они считают, что это неприлично. Брэндон же плевал на все условности. За это его и любили".
Пирс добавляет: "Нам нужен был стопроцентный пацан, вместе с тем отличающийся от ковбоев из глуши. Молодых людей я перестала пробовать на роль где-то месяца через два после начала кастингов: почему-то к нам приходили только жеманные геи. Профессиональные актрисы работали на публику и очень возмущались, когда я им объясняла: не надо изображать мальчика, надо быть им. Попробуйте сыграть Мэкки Ножа по системе Станиславского?! Люди без актёрского образования, к сожалению, терялись перед камерой. Бучи делали карикатуру на мужчин. Транссексуалы пытались внести что-то из личного опыта. Мне не хотелось никого тиранить, я угробила два с половиной года только на поиски исполнителя главной роли. И что? Свэнк появляется на площадке, нога за ногу, самодовольная донельзя... и точно попадает в образ! Мы не ожидали такого".
Продюсер Джефф Шарп так описал открытие новой звезды: "Ещё до начала подбора актёров мы понимали, что можем серьёзно забуксовать с Брэндоном Тиной. Однако все мучения кончились, когда Хилари прилетела в Нью-Йорк на прослушивание. Она надвинула шляпу на нос, глупо пошутила, и охранник стал звонить нам с конторки: заберите отсюда этого молодого человека!".
После утверждения на роль Свэнк пришлось интенсивно перевоплощаться. Ей предоставился редкий шанс - побывать представителем другого пола без особого ущерба для здоровья и осуждения со стороны общества. Актриса шесть недель брала уроки вокала, чтобы голос "сел" на пару октав, качала мускулы в спортзале. Потом её отвели к парикмахеру; этот визит стал большим шоком для... самого мастера. "Бедняга всё время повторял: да она же красавица, зачем мне её оболванивать под мальчишку? Что за бред? - вспоминает Пирс. - Нам пришлось найти другого. Зато результат был потрясающий. Не то, чтобы Хилари утратила хоть каплю своей притягательности, она была и осталась красивой... просто передо мной стоял молодёжный идол. Парень с обложки. Ей покрасили волосы в более тёмный цвет, принесли фото Брэндона, и нам стало жутковато - такого сверхъестественного сходства мы добились. Стрижка - важный штрих к образу, потому что до того я была скорее под впечатлением от энтузиазма Хилари, чем от её внешности. Ну, сидит передо мной умная девушка с модельным прошлом, нигде особенно не играла, очень хочет изобразить Брэндона. Убрали роскошные локоны - и я получила подростка, ещё не знакомого с бритвой, глаза у него на пол-лица... а общаться хочет всё так же! Бедняжке пришлось потяжелее, чем Де Ниро в фильме про боксёра ("Бешеный бык"). Я не заставляла её тренироваться на домашних, но попросила четыре недели жить в образе парня, ходить по улицам, заглядывать в бакалейные лавки и прачечные, знакомиться с девушками, гонять в футбол с ребятами... Ещё она вела в дневник, записывая туда впечатления от "частичного перехода". Говорит, что было весело - она сказала соседям, что к ней приехал на пару недель младший брат, погостить. Мужа Хилари, Чеда Лоу, как-то чуть не арестовали в баре за "развратные действия"; их приняли за парочку геев, а он всего лишь хотел отвезти жену домой".
Свэнк добавила: "Я понимала, что нужно добиться максимального сходства. Не просто плюхаться на скамейку, расставив колени, или подражать мужской походке - мне надо было поверить в то, что я парень. Хотя - скорее всего, я стала бы сыщиком, так жадно я пыталась понять, что люди думают обо мне. А они особенно не заморачивались, общались со мной в нужном роде. Я поняла, что с гендером лучше не шутить - во-первых, наше общество ещё недостаточно толерантно, а во-вторых, это создаёт известные неудобства. Так что Брэндон не играл. Он чувствовал себя мальчиком, хотя и довольно шкодливым. Пришлось поработать - я считаю большим везением, когда удаётся получить хорошую роль, не денежную, а именно интересную тебе, которую хочется раскусить... в созидании всегда здорово участвовать. Я получила бесценный опыт! Всё-таки пословица "встречают по одёжке" правдива. Стоило мне постричься и понизить голос, как люди тоже изменились... они обращались ко мне по-другому, нежели когда я позиционировала себя дамой".
Брэндон не только был парнем мечты. Не только девушки ходили за ним толпами, у него было много друзей среди ребят. В него влюблялись, ему завидовали, с ним было приятно проводить время. Вероятно, поэтому после смерти мальчишка из сельского города стал транс-иконой. Свэнк вывела свою теорию: "Я думаю, что людей в нём притягивала радость. Он хотел сразу многого, и ему удавалось этого добиться - возможно, шёл он к своим целям неправильно, но каков сам посыл! Он следовал за мечтой. Беспечность и самоотверженность завораживают. И раздражают одновременно - тех, у кого нет таких сильных чувств. Брэндон, по сути, был самым обычным человеком. У всех нас случаются кризисы. Мы так или иначе ищем дорогу в жизни, задумываемся над тем, кто же мы такие. Мы хотим, чтобы нас любили и принимали. Я, извиняюсь, не транссексуал, но не обязательно болеть гендерной дисфорией, чтобы испытывать метания. Кто из подростков не думал над смыслом жизни? Кто не чувствовал себя хуже других? Важно, чтобы - когда ты растерян и подавлен, тебя направили на нужный путь. К сожалению, Брэндон погиб, так и не успев вырасти. Он мог кому-то показаться суетливым, кому-то - непорядочным... но дело в том, что он был напичкан противоречиями. Он неотвязно следовал за друзьями, заботился о них, хотел сделать так, чтобы все жили дружно... Это не самоотверженность. Просто ему хотелось, чтобы так обращались и с ним. Разве что у Ланы не было к нему претензий, поэтому их роман и протекал так бурно - она принимала его таким, какой он есть. И Брэндон, конечно же, растаял...".
Чтобы облегчить коллегам процесс игры, Свэнк практически не выходила из образа. "Я не хотела сразу после отбоя нестись в гримёрку, там краситься и одевать шпильки. Смысл? Тогда бы я выглядела, как трансвестит. На съёмках я была одним из парней. Мы ухарски пили виски, таскали тяжести, подкалывали девчонок. У меня даже были проблемы, когда всё закончилось - я не знала, куда себя девать, и вернётся ли когда-нибудь моя женственность". Превращение и вправду далось нелегко. "Через месяц после того, как картина ушла на монтаж, мы с мужем сидели в ресторане. Официант называл меня "сэр", жутко смущаясь. Я его не поправила, машинально порадовалась тому, что он меня не просёк. Оказывается, стереотипы везде - афроамериканцы считаются простоватыми, провинциалы - пробивными, женщины - слабыми, мужчины - сильными. Мягкому в общении пареньку будет доставаться на орехи, из него каждый попытается сделать ковбоя. Люди обожают советовать и лезть не в своё дело. Брэндон научил меня очень важной вещи. Не надо бояться быть собой и отшивать таких воспитателей. Очень важно следовать за голосом сердца. Тогда ты по крайней мере будешь в мире с самим собой".
Судьба Брэндона была определена с тех пор, когда он познакомился с юной сногсшибательной блондинкой - первой красоткой Фоллз-Сити, девятнадцатилетней Ланой Тисдейл. Она влюбилась в него так сильно, что не пожелала оставить Брэндона в беде. Она вытащила его из тюрьмы и не испугалась осуждения родных. Едва новая компания узнала, что скрывает мальчик "с ирландской фамилией Тина", Джон Лоттер был настроен более, чем жёстко наказать обманщика. На роль Ланы продюсеры выбрали Хлое Севиньи - она замечательно изобразила застенчивую, а оттого невозмутимую девушку, нашедшую своего прекрасного принца в мальчишке, приехавшем на попутках из соседнего города. Кимберли Пирс увидела её в эпизоде фильма "Последние дни диско". "Она может быть чарующей, когда того захочет. Она будто не создаёт своей пленительной силы, она грациозна, как шекспировские героини... Хлое сразу почувствовала, какой должна быть Лана. Той хотелось выделиться, не быть игрушкой для мужчин - поэтому она странно красилась, делала маникюр, была компанейской девчонкой - но ни с кем особенно не дружила". Хлое отсмотрела многочасовые видеозаписи, которые Пирс сделала, интервьюируя Тисдейл. Её задача была не такой тяжёлой, как у Свэнк, хотя понять эту красотку было ещё сложнее, чем Брэндона. Больше всего съёмочную группу поразило то, как Севиньи легко вписалась в образ "девочки из народа", поменяв социальный статус. Ещё Станиславский говорил, что самые труднопреодолимые различия - это классовые. Однако актриса не подвела режиссёра. Хлое пробовала описать свои эмоции: "Брэндон резко отличался от всех Ланиных знакомых. Он нарушил привычное течение жизни в захолустьи, он объяснил ей, что всё может быть совсем по-другому, и ей не надо прозябать. Я выросла в маленьком городке, вот почему мне понятна страстное желание Ланы вырваться на волю. Вряд ли жители глубинки будут страстно чего-то хотеть - те, кто может пробиться, уезжают в города. А поскольку с землёй уже такого контакта нет, её не надо пестовать, то у народа обнаруживаются простые радости вроде выпивки, карт и воскресных драк. Это очень хорошо описал Стейнбек в "Гроздьях гнева". Как завлечь девушку? Поманить её в кусты. А может, она хочет, чтобы за ней ухаживали красиво, как во французских романах...".
С чем возникли сложности - так это с фактом, над которым ломают голову не только все участники драматической истории, но и журналисты, и кинематографисты. Как девушки, уже крутившие романы с генетическими парнями, так легко велись на басни Брэндона? Даже когда Пирс разговаривала с Ланой, она пришла к выводу, что та внушила себе - у Брэндона вообще не было проблем с полом. Севиньи вспоминает: "Она не переживала, когда её дразнили лесбиянкой. Лана считает, что всё это не про неё. Она закрывала глаза и на ложь ухажёра, и в известной степени на опасность, которая ему грозила. Она стала защищать секрет Брэндона, как свой собственный. Ты хочешь быть парнем - так будь им, остальное побоку. Это печальная, безумно романтическая и страшная история. Есть главные герои - милая девушка и отважный парень. Их любви мешает самый сильный противник - смерть. Классика... Разве можно пройти мимо, ничего не почувствовав?".
Питер Сарсгаард играет Джона Лоттера, который сейчас ожидает исполнения смертного приговора в колонии строгого режима, за преступление, которое он совершил в возрасте 22 лет. В каком-то смысле убийца и жертва были похожи. Как и Брэндон, Джон не ладил с законом, не очень уважал правила, был на попечении социальных служб, любил приударить за девчонками... ему были понятны простые радости. И так же просто он взбунтовался, когда на его территорию зашёл чужак. Сарсгаард считает, что произошло следующее - Джон мыслил категорями "чёрного" и "белого", он не желал вдумываться в тонкости. Девочка или мальчик, хороший или плохой. "Я думаю, Лоттер испугался. Брэндон изменил привычный ход событий, он сделал много хорошего. Он показал ребятам, что на свете есть не только пьянки и гулянки. А когда оказалось, что он просто рассказывает сказки, и нет никакой лучшей жизни, то Джон перестал его воспринимать. Щёлк - и перед ним не лучший руг, а "оно". Вот почему Джон спокойно мог сделать всё, что ему вздумается. Потом... Он был одержим Ланой. Он привык, что она всегда рядом. И когда девушка стала ускользать из-под его контроля, Джон встревожился. Он позволил ей встречаться с Брэндоном, чтобы сразу контролировать их обоих. Хотя, конечно, никакого права диктовать им свою волю не имел".
Сарсгаард хорошо вписался в роль, потому что - как Свэнк и Севиньи - вырос в маленьком городе, и знает, что зло там трудно остановить, оно распространяется исподволь. А когда случается, мало кого трогает; "таков закон джунглей". "Да, я жил в таких местах, но всегда мог бежать оттуда. С другой стороны, я видел ребят вроде Джона Лоттера. По рукам и ногам они не были связаны - и однако, им было некуда податься. Они не знали, что делать в жизни, плыли по течению. В сельской Америке народ живёт довольно-таки неприглядно. У нас страна свободных возможностей, но чтобы ими воспользоваться, надо много знать, много читать. Проще оттягиваться с друзьями, и судить мир по законам маленькой группы". Свэнк добавляет. "Брэндон смотрел на Джона, как на крутого парня, на друга, на образец для подражания - и тому это нравилось. Он мало, где мог выделиться - в городе все знали его, как облупленного, знали, на что он способен. А Джон всегда хотел быть вожаком. Так что пока Брэндон его слушался, он был в безопасности. Питер - очень интеллигентный человек, поэтому ему было трудно изображать немотивированную агрессию, особенно по отношению ко мне...". Сарсгаард попытался найти ключ к нетерпимости персонажа. Лоттер пришёл в ярость, потому что почувствовал себя преданным. Он терпеть не мог лукавства и не захотел разбираться, что сподвигло юношу на "переодевание" - ему было плевать на поиски любви. "Я не могу сказать, что Брэндон был сам виноват, хотя в каком-то смысле он очень серьёзно проштрафился. Надо же понимать, что в маленьком городке большие мечты могут привести только к одному - тебя сделают изгоем, либо ты станешь деревенским дурачком. Люди привыкли работать, а не витать в облаках. Да, Брэндону было неудобно в женском теле. Ему надо было или делать операцию, или уезжать..." - думает актёр.
Кристин Вашон поддержала его: "Убить своих друзей по глупости - такое бывает, и не так уж редко. Но "Парни не плачут" - совсем о другом. Что делает фильм настолько трогательным? То, что каждого можно понять. Мир сильных ребят на самом деле очень хрупок. Буквально колосс на глиняных ногах - и упаси Боже его пошатнуть. Если лишить людей веры, всё пойдёт наперекосяк. Питер и Ким балансировали над пропастью - но они справились, изобразив Джона и привлекательным, и отталкивающим в своей грубости".
Пирс считает, что - не стань эти парни убийцами, они всё равно бы закончили плохо. "Том и Джон большую часть своей жизни (а им едва минуло двадцать лет) провели в исправительных учреждениях. Они были бомбами замедленного действия. Кому они могли подражать за решёткой? Полисменам? Надзирателям? Ворам из колонии для малолетних? Ковбоям на экране? Некоторые люди уже при рождении считаются потерянными для социума. Вот и вырастает невесть что. Лоттер и Ниссен тоже пытались вести себя, как настоящие мужчины. С Брэндоном они сошлись на этой почве. Он их внимательно слушал, он им подражал. Парни посвящали его во все тайны. И Брэндон поставил всё под угрозу, потому что - будучи девчонкой, был мужественнее и "круче", чем они. С ним расправились так же яростно, как когда-то милостиво приняли в свой круг. Я не могу сказать, что ненавижу Джона. Когда он был совсем маленьким, его мать лишили родительских прав. Впервые он угнал машину, чтобы к ней поехать. Если бы за ним лучше приглядывали, беды бы не случилось... Но Джон рос беспризорником, и вышло всё грустно". Соучастника Джона, Тома Ниссена, играет Брэндон Секстон III, которого Пирс назвала "самым приятным парнем из тех, кого я знала". Секстон тоже справился со своей задачей, передал все странности поведения Тома – в детстве тот развлекался тем, что наносил себе раны, и ненавидел, когда на него кричали. "Брэндон, по счастью, не вывел Тома второстепенным персонажем - его герой вполне самостоятелен, и порой в нём таится гораздо больше угрозы, чем в скандалисте Джоне. В тихом омуте черти водятся; Том следовал за Джоном, потому что его нужно было подталкивать - и к выпивке, и к девочкам, и к буйству. Когда мы закончили набор актёров и взглянули на тех, кто остался, мы поняли - случилось чудо. Мы могли снять "Американские граффити" 90'х. Думаю, последний раз в этом поколении мы собираем лучших из лучших в таком проблемном фильме".
"Парней" снимали в окрестностях Далласа (штат Техас), которые очень напоминали призрачные ландшафты Небраски. Можно, конечно, было направиться и в родные пенаты, но тогда съёмки проходили бы куда более трудно - ведь в Фоллз-Сити всё ещё не утихли страсти по Брэндону. А многие относятся к намерению экранизировать "его похождения" с откровенной враждебностью. Так что у Пирс появился шанс изобразить жизнь в затерянном мире так, как она её видела. "Мы объездили шесть городов в Техасе, и начали замечать их схожесть с Фоллз-Сити. Та же планировка, те же архитектурные замыслы. На главной площади обязательно есть ратуша и полицейский участок, магазины сосредоточены в центре, дальше будет парк... город пресекает какое-нибудь шоссе, а на выезде стоит фабрика. Люди шли сюда затем, чтобы заполучить землю и обрабатывать её, но славные времена давно прошли, и всем завладела скука. Знаете, какой там культурный центр? Заправка или магазин пластинок, уж точно не церковь. Молодёжь берёт спиртного на всех, включает музыку погромче и весь вечер слоняется без дела. У нас была степь, у нас были фермерские домики на отшибе... всё это очень красиво, и не верится, что на том же континенте - Лас-Вегас или Бостон. Вокруг только пыльные дороги и перекати-поле".
Денег на съёмку было немного, так что вся съёмочная группа поселилась в одной гостинице на окраине Далласа. В тесноте, да не в обиде - внешние неудобства сплотили команду. "Мы вели себя в точности так, как в фильме - занимались всякой фигнёй, только днём это делали перед камерами, а после отбоя пили, чтобы не сильно грузиться проблемами", - говорит Сарсгаард. "Хилари держалась молодцом, мы подружились. Было странно - вроде бы красивая девочка, да и парень, что надо". В Техасе же нашёлся главный символ неустроенной жизни Брэндона Тины - бесконечное шоссе. По этой жёлтой разметке можно идти, сколько влезет. Стоит свернуть с главной дороги, и облако пыли поглотит пешехода, он исчезнет. Так всё и было - Брэндон бежал от реальности, но она его нашла.